БЕСЕДА О ВАЖНОМ


 О.Ф. Журавлёва - логопед детского сада

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка --слух, зрение, обоняние, осязание – были также достаточно развиты.

Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживает и его физическое и психическое развитие.

Для развития речи большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое ( соматическое ) состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания - диспепсия, хронические пневмонии, хронический тонзиллит, аденоиды, частые ОРЗ и др. Они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность. Организм  в период заболевания «забывает обо всем» и его деятельность направлена только на выздоровление.

Будьте внимательны к здоровью своего ребенка.

Развитие речи ребенка начинается с трех месяцев, с периода гуления. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. С двух месяцев у ребенка громкий крик с коротким вдохом и удлиненным выдохом.

Период гуления может длиться до пяти месяцев. Одновременно происходит процесс развития понимания речи. Прежде всего ребенок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия.

В возрасте  четырех - семи с половиной месяцев у ребенка - период лепета , а к девяти- десяти месяцам ребенок произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слов ( мама, папа). Обычно к году словарь возрастает до 10-12, а иногда и большего количества слов (баба, кис, му, бэ и др.)

Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в формировании ее в период играет четкая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребенка. Предметы надо называть правильно, не искажая слова, не имитируя речь детей. В этот период необходимо развивать пассивный словарь (это те предметы, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметом, показывает его при назывании). Постепенно у ребенка развивается активный словарь ( слова, которые он употребляет в своей речи).

К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250-300 слов. В это же время формируется и фразовая речь.

 К пяти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500-3000 слов. При нормальном развитии  речи к пяти – шести годам у ребенка спонтанно коррегируется физиологические нарушения звукопроизношения.

В 3 – 4 года ребенок должен правильно произносить и употреблять в речи звуки: А  У  О  И  Э  П  ПЬ   Б  БЬ   М МЬ  Ф ФЬ  В  ВЬ.

 

К 4 – 5 годам : Т ТЬ  Д ДЬ  Н НЬ  К КЬ  Г ГЬ  Х ХЬ Ы  С СЬ  З  ЗЬ  Ц.

 

В 5 – 6 лет у ребенка появляются  звуки : Ш  Ж  Ч  Щ  Л  ЛЬ  Р  РЬ Й

 

К 7 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный активный словарь и практически овладевает грамматически правильной речью.

Если у вашего ребенка есть проблемы в развитии психических процессов (внимание, память, мышление, воображение), произносительной стороне речи  и вы их явно видите - обратитесь за консультацией  к специалистам: неврологу, психоневрологу, дошкольному психологу, логопеду,  дефектологу.

Своевременно оказанная помощь поможет вам радоваться успехам вашего ребенка в школе.

 И помните: нет одинаковых детей. Каждый индивидуален  и  уникален!