Несколько лет наше учреждение работало в ЭП "Пропедевтика проектной деятельности в ДОУ" и по итогам работы был выпущен сборник "Взрослые и дети в образовательных проектах", в котором мы подробно представляем итоги этой работы. Мы предлагаем вашему вниманию несколько статей этого сборника, публикуя здесь опыт работы по проектной деятельности, так как печатный ваариант сборника доступен менее широкому кругу читателей.

СТАТЬИ ПЕДАГОГОВ ИЗ СБОРНИКА "ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ", ВЫПУЩЕННОГО ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ ПО ТЕМЕ: "ПРОПЕДЕВТИКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ"

Воспитатель  Ульянова Н.Н. Группа № 9

  Принесла как-то Полина Новикова  в группу журнал комиксы. Мы сидели рассматривали и вдруг на одной из страниц увидели слона, у которого тысяча ног. И тут Никита Баранов спрашивает: «А разве бывают такие слоны на свете?» На что дети в один голос ответили, что не бывает. Хочу заметить, что это дети младшей группы, которым на данный момент 3,5 года. Тогда я задаю вопрос: «А кто знает, сколько ног у слона?» Вот тут мнения разделились, кто говорил три, кто семь, пошли споры, но как говорят, в спорах рождается истина. И вдруг Сережа Смирнов берет со стеллажа в группе игрушечного слона, в виде мягкой игрушки, подает нам и говорит: «Вот сколько ног у слона». Все спорящие посчитали ноги и пришли к выводу, что их у слона четыре, также два уха, два глаза, один рот, один хобот и один хвост. Вот так разрешился наш спор.

Работая с маленьким детьми, мне очень приятно отметить, что такие маленькие умеют наблюдать, рассуждать и делать выводы.

 

Музыкальный руководитель Романова Е.Л.

Я придерживаюсь мнения,  что новогодние утренники в саду лучше устраивать как праздники, где дети готовят музыкальные номера, а все остальное для них - сюрприз. Такие праздники обычно и готовил наш педагогический состав. Я писала сценарии, распределяла роли среди педагогов. Эти праздники были хорошие, особенно последний, который мы  проводили в 2005 году. Он получился настолько здорово, что я думала лучше уже и не может быть. Потом мы даже пригласили профессиональных актеров провести утренник с детьми.  Но у меня все время возникало желание устроить что-то новое, необычное.

Такая возможность появилась. Мы открыли в саду театральную студию для родителей. Ее предложил организовать один папа, который сейчас является одним из ведущих актеров нашей труппы,  и супругу даже приобщил к этому делу.

Праздник, придуманный и проведенный родителям, был моей мечтой. Когда родители стали приходить в студию, немного освоились и стали свободнее общаться, мы поняли, что они все люди интересные, творческие – одним словом артисты. Мысль о празднике меня не покидала, и я предложила нашему педагогу по театру попробовать приготовить его с помощью родителей. Родители взялись за дело с воодушевлением.

Готовили праздник все вместе: выбирали сказку, переделывали её, решали какие герои будут. Хотя и основу сценария мы с Ольгой Олеговной (педагогом по театру) наметили сами, все же каждый артист вносил свои изменения и в реплики, и в движения, придумывали детали своих костюмов. На встречах мы обсуждали, какая будет подсветка, где поставить елку, в общем, каждую мелочь продумывали вместе. Вместо одного раза в неделю (как договорились в начале) мы начали встречаться уже два, а потом перед спектаклем и выходные провели за работой: доделывали костюмы, декорации. Занимались всем этим родители с таким удовольствием, что порой засиживались допоздна. Потом они рассказывали, что дома их ругали как школьников. После спектакля, который лег в основу новогоднего праздника многие рассказывали, что все кто смотрел, говорили: «Продолжайте заниматься в студии, у вас получилась отличная  постановка!» Еще потом на день рождения детского сада наши артисты приготовили поздравление-номер в подарок детям и педагогам. Сами его придумали, нашли костюмы, подобрали детские стихи.

Анализируя нашу работу, я пришла к выводу, что одна бы я не смогла организовать такой проект. Хотя и нелегко было на первых порах.  Совместная работа двух людей творческих профессий может дать хорошие результаты, но сначала надо научиться договариваться друг с другом, а это непросто, ведь каждый со своими мыслями, взглядами  порой не совпадающими с взглядами партнера. Но, как известно: в споре рождается истина и все-таки мы пришли к тому, что у нас, на мой взгляд, получился замечательный тандем. Я благодарна моему партнеру – нашему педагогу по театру, родителям, руководителю детского сада за поддержку в этом интересном новом деле. Важно, что у нас образовалась команда единомышленников. Впереди у нас еще много творческих планов, для нас предстоит новая интересная работа, и я надеюсь, что все наши старания дадут прекрасные результаты.

 

Воспитатель  Ульянова Н.Н. Группа № 9

Проект "Космос"

Однажды увидев у меня на столе газету «Дошкольное образование», в которой были напечатаны фото музейных экспонатов, сделанные своими руками детьми одного из подмосковных детских садов.  Ребята хором закричал:  «Мы тоже хотим свой музей!»

 После долгих обсуждений  наиболее интересной  оказалась тема  «Космос». На том и порешили.

 Работа закипела. Совместно с психологом группы Слободич Ю.А. мы составили поэтапный план в который были включены просмотр документального фильма о космосе (как взлетает космический корабль с космонавтами на борту), чтение художественной литературы, энциклопедических данных, изготовление атрибутов, макетов.

 

            

Дети стала рассказывать дама, что они скоро полетят в космос. Родители в свою очередь стали интересоваться у меня, что значит,  мы полетим в космос? Я рассказала родителям о нашей задумке с детьми сделать музей космоса. Родители согласились, что это интересно и с этого момента стали активными участниками в осуществлении этой мечты.

Лева Маренцов со своей мамой, смастерили дома ракету из пластиковых бутылочек. Ваня Филиппов с мамой сделали летающую тарелку из пластиковой коробки от торта, семья Лили Рахматуллиной – планеты из надувных шаров, подобранных по цвету и размеру. Совместно с родителями мы натянули на потолке «паутину» из ниток и разместили на ней планеты, ракеты, космическую станцию, спутник, летающую тарелку, солнце, звезды. И получился макет звездного неба!

 

                        

 

На занятиях по конструированию мы смастерили звезды (по типу оригами) разного цвета и величины, кометы, спутники.

Затем на занятиях на математике «делали расчеты» в  космических единицах (решали примеры). На занятиях по окружающему миру мы знакомились с нашей Вселенной, с планетами солнечной системы. На занятиях по развитию речи, составляли творческие рассказы, составляли кроссворды. На занятиях по изодеятельности рисовали космическое пространство, космонавтов в комбинезонах и скафандрах. Дети объединялись в кампании (экипажи) выбирали командира корабля, облачались в космические костюмы и  отправлялись в  «полет»… Так как интерес у детей к этой игре долго не угасал, этот проект у нас продлился несколько месяцев.

 

Педагог-организатор Богатырёва О.О.

«Не проходите мимо или Артёмкины рассказы»

Помимо основной моей должности, я еще работаю педагогом дополнительного образования по театральной деятельности, и если честно говорить эта работа мне нравится, так как творить здесь можно просто безгранично.

Я проводила занятие с детьми, как обычно во второй половине дня. Мы разговаривали с детьми про спектакль, который будем ставить. Ребята предлагали разные варианты сказок. Это уже не первая наша постановка и дети знали, что сценарии мы будем, как обычно придумывать вместе. Договорились мы о том, что каждый подумает, какие сказки ему больше всего нравятся, и мы это обсудим.

После занятия мы еще долго разговаривали с ребятами, и тут подошел Артем. Он вообще мальчик молчаливый и стеснительный, а тут почему-то выдал: «А у меня вот что есть!» И тут же он протянул мне несколько рисунков. На них были изображены человечки, которые явно общались между собой. Все их действия были очень точно выражены в движении, при этом на рисунках присутствовали ещё и схематичные пояснения (стрелочки, звездочки, линии и т.д.) У этих человечков были очень интересные руки. Собственно с них все и началось. Я спросила: « А почему у них такие руки. По-моему они похожи на инопланетян».

И тут Артема как прорвало. Он стал мне рассказывать про этих человечков. Это были целые истории, придуманные им. Тут я заметила, что один рисунок как бы продолжает другой. «Слушай, так ведь это целая книжка!» - невольно вырвалось у меня. Тёмка удивился: «Как это книжка?» Я ответила, что у него здорово получается придумывать истории. Артем задумался   и   спросил: «А  зачем  мне  придумывать  книжки?»

 «Ну,  дашь ребятам в группе почитать, а может своим знакомым» - быстро сообразила я, так как подумала в тот же момент, что это, наверное, для этого мальчика важно - ведь он такой стеснительный и редко играет с ребятами, в своих эмоциях он сдержан, больше сидит и занимается своими делами.

«А я не знаю, как делать книжку» - засомневался он, но по нему было видно, что его это дело очень заинтересовало. « А ты возьми любую книгу и посмотри, как она устроена» - посоветовала я и добавила: «А если нужна помощь, обращайся, я помогу». На том мы и порешили.

Почему я не стала объяснять устройство книги? А зачем? Ведь его интерес был налицо, направление работы было дано, а дальше мне хотелось понаблюдать, что Артемка будет делать. Но я всегда была готова прийти ему на помощь, но только без навязывания этой самой помощи. И вот радостный момент! Сам, еще раз подчеркну, САМ Артем сделал свою первую книжку, о чем с гордостью мне сообщил. Если честно я очень и очень этому удивилась. Когда? Как? Ведь мы так привыкли, что дети ничего без нас не умеют. А на самом деле им дано намного больше, чем нам, взрослым, просто самое главное, вовремя это увидеть. А еще дать необходимую поддержку и если нужно, то просто направить. Я хотела бы представить одну из Артемкиных книжек, которую мне посчастливилось получить из рук юного писателя. Остальные же его рукописи он дал почитать друзьям по группе, или они были написаны дома, или подарены.

Но на сегодняшний день я точно знаю, Артем пишет свои рассказы, потому что последний заказ на обложку книги он мне выдал еще совсем недавно. Я верю, что у этого мальчишки все еще впереди и хотелось бы не терять его из виду. Интересно, что с ним будет в школе.

 

Психолог Слободич Ю.А.

Семейно-педагогический проект с участием детей от 1 года до 1,5 лет

«Играю с мамой!»

Идея проекта родилась на очередной встрече родителей и психолога. Обсуждался вопрос о «раннем обучении» и «умных играх» с ребенком. Вопреки моим ожиданиям родители оказались очень информированы в этом направлении: легко делились впечатлениями от системы Монтессори, обсуждали обучение  Глен Доман и Сисиль Лупан, уроки Виноградова для самых маленьких. Мамы современные – много общаются, ездят на семинары, участвуют в форумах по раннему развитию. От встречи, как выяснилось, ожидали многого. Начались вопросы: «А это будет? А то? А как с логикой? А что с рисованием? А как бы все вместе и всего побольше?» Озадачили меня. Ничем –то их не удивишь… А желание удивить было. Тщеславие, что поделать.  И вдруг мысль: «Предлагаю вам проект , в котором на равных условиях будете участвовать вы, мамы, ваши малыши и психолог». Пауза. Сомнения за столом: «А разве так можно? Дети слишком маленькие…» (вспомнили и об этом наконец-то). Объясняю: все просто. Вы наверняка обращали внимание на то, что самое длительное время малыши играют с теми предметами, которые находят сами в своем окружении и которые превращают в свои игрушки. Дети с упоением разбирают кастрюли, ложки, катушки. Ведь это все находится рядом с ними, доступно и, главное, понятно. Поэтому предлагаю делать вместе «умную»  игру своими руками, вернее ручками. Зашумели. Стали выбирать более актуальную тему для игры. Сошлись на сенсо-моторике. Разговор перетек в зону «мой умеет это – моя умеет то…». Тут-то и выяснилось – что всем хотелось бы запомнить цвета. Отлично. Так и родился план действий , а у меня ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ .

Суть: Резерв времени – 5 недель. Направление задано –дифференциация цвета в пассиве при этом акцент на развитие общей и мелкой моторики. 1 занятие – 1 цвет . Дети начала второго года жизни (многим только-только годик исполнился), которые расползаются во время занятия как таракашки. И замечательный итог, который я же сама и озвучила: пусть у нас получится замечательная «умная» игра, в которую бы хотелось потом играть дома с мамой.

         Начала с материала. Что интересно в год? Все, что можно потрогать, пощупать, яркое, броское, новое. Хорошо. Значит это – пластилин и краски, природный материал и фактурная бумага. Просто так с ними возиться не интересно ни детям, ни взрослым . Будем использовать Зону Ближайшего Развития. Нужны простые и понятные образы, которые можно соединить с цветом. Уже кое-что. Цвета четыре: желтый, красный, зеленый, синий. Что у нас желтое, так хорошо знакомое малышу, что можно всячески обыграть? Ну конечно, солнышко! А красный? Цветок. И понюхать можно… Опять же мимическая гимнастика. Зеленый? Травка. Можно какую-нибудь и понеобычнее. Чтоб не так избито. Синий? Небо, тучка, дождик. Это все. Соединяем с материалом. Подбираем фон:

  1. Теплый, ворсистый красный картон-бархат.
  2. Холодный, глянцевый белый картон.
  3. Лист зеленоватой, шероховатой, мелкозернистой наждачной бумаги.
  4. Тесненная, цветная синяя или голубая бумага.

Каждый раз от исследования фона пальчиками – новые тактильные ощущения.

         Для развития мелкой моторики будем использовать мягкий пластик «IKEA.» в баночках. Он бывает четырех основных цветов и настолько податлив, что работать с ним одно удовольствие даже тем, у кого пальчики не привыкли быть послушными. А еще используем для работы всякую мелочь: красную и белую фасоль, чечевицу, плоские макаронины, веточки-палочки, бусины и бисер.

         Бумагу наклеиваем на квадратную картонную основу 15х15. Приносим на занятие и начинаем совместно творить.

         Вместе с мамой рука в руке делаем шарик и прихлопываем на белый гладкий картон. Пристукивают малыши с удовольствием, с размахом – получается лепешка. А от нее пока еще неловкие пальчики делают лучики. (Рис. 1)

       

 

 Сначала трудно. Но вскоре наше солнышко играет лучиками  во все стороны. Мамы в это время делают и прикрепляют внизу толстую полоску – «песочек». Перед нашей работой мы как раз в него играли и втаскивали из него камушки. Вот и сейчас – добавим реальности. Возьмем белую фасоль и дополним картину. Взять двумя пальчиками для годовалого ребенка и вставить маленькую фасолину  пластилин не просто… но интересно. И мамы и малыши довольны результатом. (Рис. 2)

 И вот уже играем: прячем солнышко, кладем греться на «песочек» игрушки из «Киндера». Смеются. Значит, понравилось.

          Прошла неделя. Мамы делятся впечатлениями. Играли дома. Рассказали в песочнице другим мамам. Те тоже пробовали…

         Но сегодня новые открытия. Красный бархат уже сам по себе привлекает взгляд. Погладили его, послушали, обыграли, нашли цветы на большой картине. Пришла пора доставать пластилин.

Знакомая операция: делаем шарики и пристукиваем  их на основу сегодня уже самостоятельно. И вот под маленькими пальчиками «расцветает луг». Одним за другим появляются цветы. (Рис. 3)

  

 

Красиво. Но не зря мы рассматривали живые и нарисованные цветы. У них оказывается  есть еще стебель и серединка. Сделаем их из красной чечевицы и палочек. Чечевица мельче фасоли и управляться с ней еще труднее. (Рис. 4)

Зато цветы совсем как живые.  Сегодня вместо игрушки появляется бабочка. Она «летает» с цветка на цветок, нюхает его и пьет нектар, а потом начинает баловаться: садится то на носик, то на ушко, то на руку по моей просьбе. Но в конце, концов, возвращается на цветок и там засыпает, отдыхает.

Третье занятие. На  улице  которую неделю бушует непогода. Конец декабря – солнца нет, один ливень. Так что про дождик получилось  сегодня вполне актуально. Посмотрели на него в окошко, сделали его сами (синяя губка и тарелка с водой – и все в наших руках), нашли на картинках. Теперь будем делать пластилиновую тучу. Готовим пластилин: 1-й кусок большой и много маленьких «капель», каждую из которых (Рис. 5)

 

 

надо сделать длинной «Кап!» - и под указательным пальчиком синяя дорожка от дождя. «Кап!» - и  теперь очередь среднего.  Трудно. пробуем вместе с мамой. Ведь пальчиков много,  да на двух руках.

- Никого нельзя обидеть. Тут как раз кстати и пальчиковая гимнастика со считалочкой  «Этом пальчик – мама, этот пальчик – папа...»  Пыхтят, стараются. А теперь повеселимся: украсим наш дождик лапшой. (Рис. 6).

         Через неделю – знакомимся с Зеленым. Идею  заменить ту самую «избитую» тему травки подсказами мамы.  Обсуждалась  тема детских капризов в связи с плохой погодой. А плохое настроение малыша как известно – усталость мамы. Обычно энергичные – они сегодня с грустными глазами – скоро Новый год, а хочется праздника сейчас. В чем дело? Да будет  праздник! Праздник – это ярко. Начнем с конфетти. На  нашей необычной зеленоватой бумаге  мамины и детские пальчики оставляют кучи разноцветных отпечатков. Народ перепачкался и заулыбался.

Думают, как я выкручусь – куда ж зеленую травку теперь? А у меня  сюрприз – иду в кабинет и приношу плоскостной конструктор из  ковролина. Собрать на нем зеленую елку из треугольников – дело 2-ух минут. Захватываю кружочки разного цвета – и вот уже малыши «наряжают» елку. За это время и конфетти подсохло. Катаем с мамой в 4 руки толстую «колбасу». Нажимаем каждым  пальчиком. Дело-то новое, крепим «колбасу» вертикально. (Рис. 7) А теперь работаем одновременно 2-мя руками: указательными, средними и безымянными пальчиками поочередно. Согласовываем деятельность рук. Работа парами неожиданна. Поэтому прерываемся и  учимся здороваться пальчиками парами. Елка получилась (Рис.8).

 

будем  наряжать. Даю все, что есть: фасоль, горох, чечевицу, бусины, бисер. Каждый берет свое, елки получаются нарядные, веселые. Самое время водить хоровод – здесь и ножками потопаем, и глазками похлопаем, и ручками помашем, попрыгаем и спляшем.  (Рис. 9).

 

 Праздник, одним словом. Что ж, осталось соединить наши листы и немного дополнить.

         Мы старались располагать наши работы так, что внизу оставалось немного места. И теперь на 5 занятии мы на каждую картинку будем добавлять домик и дорожку такого же цвета: т.е. выбирать куда какой домик или дорожку класть будут дети, а приклеивать «моментом» – мамы.

Теперь, когда наша игра готова, можно попробовать поиграть. (Рис. 10) 

Раздаю деревянные маленькие фигурки 4 цветов. Попробуем положить их на дорожки соответствующего  цвета. Параллельно мамы обсуждают – с чем будут играть дома. Озвучиваются варианты: «куплю разноцветные пуговицы», «у  моего старшего раздаточный материал в школе – кружки, квадратики и всякое там», «фишки от игры у нас», «да я просто картон нарежу», «конфеты здорово – они тоже разноцветные». Рассматривают свое, трогают у соседей. Что ж – устроим вернисаж. Предлагаю сделать длинную разноцветную дорожку из всех работ. Наши мелкие игрушки идут путешествовать по желто-красно-сине-зеленой дороге. Прыг-прыг, топ-топ – и мамы комментируют: «пошли по желтой», «попрыгали по красной», «плавно поплыли по синей», «побежали по зеленой» и опять меняем ритм: «топ-топ, прыг-прыг, буль-буль, топ-топ-топ». Потом, конечно, мы вместе обсуждали разные варианты игры и с цветом, и с размером и с чередованием на дорожке и с количеством 1-много;  и со счетом раз-два. Вернее, предлагали мамы, а все на кругу дополняли. Вот такой много-лог вместо «учительского» монолога получился. Придумано было много. Даже крепить белые полоски на цветные и рисовать пальчиками соответствующей краской. Но это  уже к вопросу о «границах листа». Малыши пока их не видят. А это тема уже для  следующей игры.

Есть  над чем подумать и мамам и мне!

 

Инструктор по плаванию Ярушкина Н.Г.

Воспитатель по ФИЗО   Литинская С.А.

Педагогический проект

«Не боюсь я глубину, сколько надо проплыву».

 

Каждый год мы с ребятами подготовительной группы ходим на соревнования  в «большой» бассейн (25 метров длина и ~2,5 метра глубина). Мы занимаемся и готовимся к соревнованиям в нашем «маленьком» бассейне (размер3 Х 7 метров и глубина ~  90 см.), а соревнования проходят в «большом» бассейне. Каждый раз дети испытывают сильный страх, в их глазах паника, ужас перед соревнованиями. А ведь должно быть на оборот, для детей эти соревнования должны бы быть праздником, они должны получать удовольствие и радость.

И тут нам пришла идея, а не попробовать ли нам проводить занятия с подготовительной группой в «большом» бассейне. Нам удалось договориться  с директором бассейна, где плавают дети с четвертого класса. Они  не очень то хотели брать ответственность за маленьких детей и дали нам испытательный срок на 2 месяца.

Самым интересным был, конечно, первый выход из детского сада и первое занятие в «большом» бассейне. Спасибо родителям, они поддержали нас и подготовили детей. Дети как один стояли с рюкзака за плечами, совсем как большие. По дороге дети задавали много вопросов, они даже не представляли как там  - в бассейне.

Весь персонал встретил нам очень дружелюбно. На первом занятии мы испытали некоторые трудности. Все  началось с душа. Не умея настраивать температуру воды, Денис включил в душе почти кипяток, забился в угол и звал на помощь, а Витя мылился в плавательных очках, шортах и в шапке. А когда дети подошли к чаше бассейна, то их глаза нужно было видеть: они были огромные от интереса и изумления. Для них, как потом они нам рассказали, бассейн оказался большим пребольшим помещением, где много голубой -  голубой  воды и все вокруг светло и красиво! Один из мальчиков сказал: «А я был в таком бассейне, когда с мамой ходил в дельфинарий».

На первом занятии дети плавали в ластах и с доской, так они чувствовали себя уверенней. Легко проплыв 25 метров  тот же Денис заметил:

- Что-то мне не тонется. Наверное, меня резина держит.

- Какая? – спросили мы.

- Да на мне же резиновая шапочка! -  ответил он.

Из воды дети вышли уставшие они же никогда на плавали так много, но очень довольные. Собираясь обратно в детский сад, ребенок спросил у тренера: «А когда мы отсюда уйдем, вы дельфинов сюда пускаете»? Наверно опять вспомнил дельфинарий.

Весь первый месяц мы учились элементарным вещам в детском саду и дома: ввели новые правила поведения по дороге  до бассейна и в самом бассейне, учились включать и выключать воду, настраивать температуру воды и т.д.

Испытательный срок мы выдержали успешно. Сейчас нас и наших детей всегда там ждут и всегда нам рады. Спустя, несколько месяцев, дети научились плавать без поддерживающих средств, освоили все спортивные способы плавания, уверенно чувствуют себя на любой глубине.

Для ребят каждое занятие в «большом» бассейне – это как праздник, который они с нетерпением ждут. А  это зависит от нас. Мы каждый раз стараемся детям сделать какой-то сюрприз. Как настоящим спортсменам за определенные достижения вручаем все всем детям небольшие призы. Недавно мы подарили мальчикам ручки, а девочкам блокноты. Эти подарки они с гордостью несли в руках до детского сада, как будто получили кубки. Мы успешно посещаем большой бассейн в течение всего года.

Сейчас конец учебного года и мы хорошо готовы е ежегодным соревнованиям «Умею плавать». Дети уже не испытывают такой стресс: резкий переход из «маленького» бассейна  в «большой». 

Когда по телевизору показывают соревнования  по плаванию, родители приходят удивленные и рассказывают, что их ребенок с удовольствием смотрит и различает все способы плавания: «Он знает больше нас, мне даже немного стыдно», сказала одна мама. Зато нам очень приятно.

Некоторые дети продолжат занятия плаванием, их уже отобрали тренера из «большого» бассейна к себе в спортивные группы. Дети предыдущих выпусков продолжают заниматься плаванием, и приходят к нам в гости поделится своими достижениями. А их родители говорят нам приятные слова благодарности за то, что мы их детям привили любовь к воде, к занятиям и  к трудолюбию.

 

Старший воспитатель: Буточникова С.В.

«Главное не помешать»

Много лет я работала воспитателем в группе и знаю, что когда тебе предлагают какое-то новое дело,  всегда присутствует некий страх: «Зачем мне это нужно? А вдруг у меня что-то не получится».

Три года назад мне предложили поучаствовать в общесадовском проекте «Семья», я тогда работала воспитателем  средней группы. Это было самое начало, в то время мы только знакомились с проектной деятельностью. Я плохо разбиралась, что понимают под словом «проект» в рамках детского сада и можно ли так назвать все придуманное мною тогда. Но то, что это было общее наше с детьми и родителями дело, могу сказать с уверенностью.

Все это происходило под Новый год, мы решили совершенно необычно украсить свою группу. Своими руками в каждой семье готовились игрушки, а затем ребята приносили свои необыкновенные украшения в детский сад. Потом еще девочки с мамами и бабушками делились своими эксклюзивными рецептами блюд, а после создали кулинарную книгу. Папы тоже не остались в стороне, они со своими сыновьями мастерили кормушки для птиц, которые получились просто профессионально. Всю неделю родители приходили в группу и могли участвовать в любом нашем «детсадовском» деле. Закончился наш проект большим семейным праздником с угощениями и чаепитием.

Меня все это тогда сильно увлекло. Этот опыт мне очень помог теперь уже в моей новой работе, когда многие наши педагоги работают в режиме проектной деятельности. Проблема в том, что, выполняя свои обязанности, мне нужно контролировать педагогический процесс. А как же можно контролировать творчество? Ведь я по себе знаю, когда я затевала в группе с детьми что-то интересное, мне в этот момент важны были поддержка и совет, а вот насчет контроля – сомневаюсь. Хотелось только, чтобы все вокруг узнали, как горят глаза у ребят, как приятно родителям, что их дети увлечены.

Я очень трепетно отношусь к работе своих коллег и, заходя в какую-либо группу, просто боюсь помешать, всегда думаю: «Вдруг нарушу какое-то увлекательное дело»,  или «Могу отвлечь от чего-то важного». Поэтому стараюсь приходить, когда зовут. Вот в «гости» к воспитателям и детям я ходить люблю! Да они и сами любят приглашать гостей, чтобы поделиться своими достижениями, рассказать, чем живет группа, а уж дети всегда рады чем-то похвалиться.

Педагоги в нашем саду люди творческие, у каждого свой интересный подход к работе и моя главная задача, как мне кажется, их выслушать, дать совет, предложить свою помощь. Я могу стать участником педагогического проекта, когда воспитатель является его организатором и это для меня важно.

Это помогает мне поддерживать с коллегами партнерские и дружеские отношения. Надеюсь, что и в дальнейшем они будут именно такие, и еще не раз придут ко мне педагоги, чтобы рассказать о своих новых идеях, а я в свою очередь буду стараться поддерживать их, чтобы все увлекательные начинания воплотились в жизнь.

 

Инструктор по физической культуре Ярушкина Н.Г.

В рамках общего педагогического проекта в подготовительной группе

Ролевая игра «Спасатели на воде»

Я работаю в детском саду инструктором по плаванию. Моя задача состоит не только в том, чтобы как можно больше детей привлечь к занятиям в бассейне, заинтересовать их, привлечь любовь к плаванию, но самое главное – научить  детей плавать. Этот навык  обязательно пригодится им в жизни.

Все дети подготовительной группы хорошо и уверено плавают в нашем бассейне. Но важно то, чтобы полученный навык они смогли применить плавая в открытых водоемах: не боясь купаться летом на море, речке…

Наш бассейн «мелковат» для них (глубина ~ 1 метр); при любом удобном способе они останавливаются, ставят ноги или хватаются за бортик. Поэтому, оказавшись на глубине испытывают страх и растерянность. Чего только я не придумывала, чтобы вселить в детей уверенность в себя и заставить проплыть большее расстояние без остановки. Наш детский сад участвует в экспериментальной площадке по проектной деятельности.

В этом году у нас в саду «родился» проект «Профессии». Мне пришла идея поиграть с детьми в игру «Спасатели», поучаствовать в проекте. Для начала мы поговорили с детьми о том, что спасатели помогают другим людям; дети рассказали разные истории, увиденные по телевизору или рассказанные им взрослыми. Я сшила детям яркие повязки на руки «повязка спасателя». «Это чтобы все видели и знали, что вы ребята отлично умеете плавать» - объяснила я детям. Дети горды и довольные одевали перед занятием повязки и действительно больше старались.  «А кого мы будем спасать, если у нас в группе все дети умеют плавать?» - спрашивали ребята. «А мы сначала потренируемся «спасать» кукол». «Я всем объяснила и показала, как правильно нужно держать кукол, чтобы им не попала  вода ни в нос ни в рот и дала детям задание: «проплыть целый круг на спине» (~ 20 метров). Я сама очень удивилась когда увидела, как бережно и  аккуратно держали ребята кукол за подбородок. Даже если им попадала вода в лицо, то куклу они не мочили, а поднимали над водой. Видно было, что некоторым из детей было очень трудно выполнять это задание: руки заняты, плыть далеко, лицо практически все в воде, но они очень старались и успешно справились «куклы были спасены». Через некоторое время я усложнила задание: дети спасали друг друга (правда чтобы было легче плыть, детям одели ласты). Дети были радостны и довольны оттого, что у них получилось.

На этом игра «Спасатели» не закончилась. Есть еще много вариантов: в жизни случаются разные ситуации, например, в воде можно оказаться в одежде, руки могут быть занять различными предметами. И  на последующих занятиях мы отработаем эти ситуации…

Воспитатель Титова И.И. 

"Король Лев"                                                                                                                          

Я работаю в средней группе детского сада, возраст детей 4-5 лет.  Все началось с  того, что однажды Катя Орлова пришла в садик разгоряченная и взволнованная: она впервые увидела мультфильм «Король Лев» и спешила всем сообщить об этом. Ребята по-разному  отреагировали на ее энтузиазм, но образовалась группа детей, все же заинтересовавшихся.  Итак, дней 10 они играла во львов: ползали на четвереньках, рычали, привязывали к поясу  бумажные хвосты.

   Другие ребята подходили  к ним и говорили, что неинтересно все время быть львами: есть еще белочки, собаки и другие животные (поэтому мы с вами е играем). Но мне эта увлеченность показалась довольно сильной у всех детей группы , тем более после того, как Сергей (он не играл во львов с ребятами)спросил у меня, где львы живут. Я начала подбирать материал  про львов в энциклопедиях, журналах, с целью потом показать ребятам настоящих львов в природе. Для начала принесла видео-фильм о разных обитателях саванны. Пусть, думаю, выберут зверя сами. Фильмом заинтересовались все дети. Пришли к выводу, что нам больше всего интересен именно царь зверей! Тогда, недолго думая, мы начали изучать львов. Просмотрели рисунки, изображающие львов, нашли игрушечных львов, рассматривали книжки про животных, узнали, что львы живут, в основном,  в Африканской саванне, а не в наших лесах.  Выучили два стихотворения про львов.

   На занятии по лепке слепили их из соленого теста, раскрасили подходящим цветом. Из  песка, веточек деревьев и мелких камней смастерили «саванну», поместили в нее  своих львов, а со временем добавили копытных животных, дичь. Наши игрушечные  львы охотились,  питались и жили в своем мире. Мы попросили родителей, и те  принесли в группу костюмы львов.

Катя с ребятами продолжали играть в «Короля Льва», но теперь не рычали просто так, а охотились на детей, незадействованных в их игре, а те, в свою очередь, с интересом присоединялись к их игре.

   Моя цель была достигнута, я смогла включить в общую игру практически всех детей группы. Мы узнали много интересного об этих удивительных гордых  зверях, смогли превратиться  в них и поиграть все вместе.

  На протяжении всего этого времени мы так много  говорили про львов и выясняли подробности, что постепенно интерес к этим животным снизился. У детей возникли новые вопросы.

  Теперь мы увлечены явлениями природы. Принесли  ветки вербы в группу, поставили их в воду, а после выходных дети обнаружили, что на ветках появились мохнатые шарики. А как они называются, мы узнает позднее…

 

Организатор проекта: Учитель-дефектолог, учитель-логопед  Журавлева О.Ф.

(Проект осуществлялся, совместно с воспитателем и детьми  в коррекционной подготовительной к школе группе Центра развития ребенка – д/с № 2343)

 ПРОЕКТ «ХЛЕБ»

Я работаю дефектологом в группе, которую посещают дети с задержкой психического развития. Основной трудностью в работе с такими детьми является сниженный уровень познавательного интереса. Отсюда возникают проблемы с развитием творческого мышления.

Наш детский сад уже три года работает в режиме экспериментальной площадки по теме «Пропедевтика проектной деятельности», но участником каких-либо проектов я себя не представляла, так как моя работа носит достаточно специфический характер. Тем более в творческую группу в основном входили педагоги и специалисты, работающие в обычных группах, а не в коррекционных. Коллеги даже вне заседаний группы постоянно делились своими впечатлениями о проведенных проектах, о новых задумках, обсуждали, как можно решать проблемные ситуации с детьми. Я часто задумывалась: «Как я могу использовать проектную деятельность в решении своих педагогических проблем». Мне захотелось тоже поучаствовать в работе группы.  При этом я заметила, что совершенно по-другому начала мыслить, я стала больше обращать внимание на проблемные ситуации, связанные не только с обучением детей.

Как-то в столовой я обратила внимание, как небрежно дети относятся к хлебу. Меня это очень зацепило. Я понимаю, что дети наши городские и никогда не видели, как делают хлеб, не ощущают, не ценят того труда, что вложен в кусок хлеба, который они не доели, выбросили в помойку. Мне хотелось, чтобы дети поняли ценность этого продукта.

«Как это преподнести детям» - стало моей проблемой. Отсюда и родился мой вопрос к детям: «А вы, знаете, откуда берется хлеб?» На что они мне дружно ответили: «Из магазина». «А как он попал в магазин?» Вот тут-то дети удивленно посмотрели на меня и промолчали. «Хотите узнать, как появляется в магазине хлеб?»  Видно было, что ребята были заинтересованы, потому, что все дружно закивали.

Я предложила им сходить в магазин, где хлеб не только продают, но еще и пекут. Дети настолько воодушевились этим предложением, что сразу поделились своими впечатлениями дома. Уже на следующий день родители предложили свою помощь нам в организации этого мероприятия.

Мы пошли в ближайший магазин, где есть пекарня. Там дети увидели сырое тесто, которого было очень много, формовку готовых хлебобулочных изделий. Потом мы с детьми обсуждали все увиденное нами в пекарне. Выяснили, что хлеб получается из теста и не только хлеб, но и всевозможные булочки и пироги. Тогда возникли вопросы: «А из чего делается тесто? Кто дома с мамой выпекал что-нибудь из теста? Какие продукты нужны для его приготовления?»

Я принесла в группу муку, ведь мы выяснили, что без неё тесто не получится. Дети не пробовали никогда муку на ощупь и, взяв щепотку, сравнивали её с пылью, с ватой, песком. Для них это было настоящим открытием.

При этом многие дети знали, что это за продукт и из чего он делается. Дело в том, что мы читали сказку «Колосок» и именно в этот момент они вспомнили, что муку делают из зернышек.

Я рассказала и показала детям на картинках, как растет пшеница, кто её убирает, и как затем она превращается в муку. Мы с воспитателем принесли настоящие пшеничные колоски, не только посмотрели на них, но еще и собрали с них зерна. Я принесла кофемолку и показала, как зерна превращаются в муку, объяснила, что означает слово «перемалывать».

По картинкам сравнили, как выращивали и убирали пшеницу раньше и как это делают в наше время. Родители даже принесли в группу серп. Я предложила детям приготовить тесто самим, и мы стали обсуждать какие продукты нужно принести в группу.

На следующий день мы с воспитателем выложили все продукты, принесенные родителями. Там были и те, что не нужны для приготовления теста. Мы предложили поиграть в «магазин», где мы должны были купить нужные нам продукты. Пока играли, выяснили, что нужно, а что нет.  Потом мы с детьми замесили тесто, причем все продукты ребята клали сами (они сыпали муку, лили молоко, разбивали яйца, добавляли сахар соль и непонятный продукт дрожжи). Это все происходило перед дневным сном. Тесто мы поставили в теплое место, а ребят заинтриговали: «Когда вы проснетесь – тесто вырастет!» После сна дети увидели чудо - теста стало очень много! Они стали спрашивать: «А как это получилось? Почему оно выросло?» И тогда мы рассказали про дрожжи, что именно они помогают тесту вырасти. Дети с удовольствием мяли тесто и даже услышали, как оно «пищит».

 Мы договорились, что выпекать изделия дети будут дома, с родителями, и каждый взял с  собой домой кусочек теста.

На следующий день дети принесли свою выпечку в детский сад и всех угощали. Отламывали и раздавали по кусочку и с нетерпением ждали, когда их похвалят. Еще я попросила родителей принести другие хлебобулочные  изделия, чтобы устроить всем вместе чаепитие. Конечно, самым вкусным на столе  было то, что дети сделали своими руками.

Пока мы знакомились с процессом изготовления хлеба и других изделий, я обнаружила, что и учебные задачи были вполне решаемы. Мы ведь сравнивали изделия, какое мягкое, а какое жесткое, и по форме, и по размеру,  даже взвешивали.  А сколько новых понятий было введено в непринужденной игровой форме!

После нашего проекта я обратила внимание, что первое время  дети очень бережно относились к хлебу. Потом были моменты, что дети забывали, и приходилось напоминать о бережном отношении к труду людей, которые пекли для них хлеб. И тогда они начинали вспоминать, как делают хлеб, делали друг другу замечания, если кто-то брал хлеб, откусывал, но не доедал его. Воспитательный момент укладывался на сильные впечатления и  интерес детей, что, наверное, и дало определенный эффект.

 

Участник проекта «Хлеб»: воспитатель Еремеева О.П.

(Проект осуществлялся, совместно с дефектологом и детьми подготовительной группы ЗПР).

Началось все с того, что во время обеда, я стала замечать, как дети небрежно относятся к хлебу: Дима сделал пистолет, а Тема катал шарики. За столом я не стала делать им замечания при всех, но меня это задело, решила, что создалась проблема. Обратилась с этим к дефектологу нашей группы. Да, она тоже заметила, что дети действительно небрежно относятся к хлебу. И мы совместно решили организовать проект, под названием «Хлеб».

Знакомство с хлебом проводили поэтапно.

I этап – экскурсия в магазин «Перекресток», где хлеб не только продают, но и выпекают. Большую помощь оказали родители, они сразу включились в проект. Бабушка Вани Чуднова и мама Оли Филиппенко, предложили свою помощь в организации этого мероприятия. В магазине была своя пекарня, дети увидели весь процесс выпечки хлебобулочных изделий. Дети весь день находились под впечатлением, то что увидели и узнали.

II этап: На следующей день дефектолог провела беседу с детьми: «Откуда хлеб пришел». Беседа проводилась показом иллюстраций:

  1. как выращивали и убирали пшеницу раньше и как в наше время;
  2. какими орудиями труда пользовались хлеборобы;
  3. как люди бережно относились к каждому колоску.

III этап: «Детям была прочитана сказка «Колосок». Дети с интересом слушали, потом рассказывали какой сюжет – момент больше всего понравился. Диме Давыдову и Игорю Варламову понравились мышата Круть и Верть». Когда я спросила, почему? Ответили: «все время играют и веселятся». Оле Филиппенко было жалко петушка, так как ему никто не помогал. Но в конце беседы пришли к единому решению, что петушок их правильно наказал. Потом обыграли самый интересный сюжет и зарисовали.

IV этап: сюжетно-ролевая игра «Магазин», в магазине дети покупают те продукты, которые понадобятся для приготовления теста. Потом дети по подгруппам вместе со мной замешивали тесто: разбивали яйца, добавляли соль, сахар, вливали молоко, сыпали муку, добавляли дрожжи. Все это происходило в  I половине дня. Тесто поставили в теплое место. Перед сном сообщили о том, что когда они проснутся, то тесто вырастет. Их это заинтересовало: как это?

После сна их ждал сюрприз! Тесто действительно выросло, почти в 3 раза. Гера удивился: «Ого, как выросло»!  Даша задала вопрос: «Как так получилось»? и тогда мы объяснили, что тесту подрасти помогли дрожжи. Они сделали тесто пышным, сдобным, ноздреватым. Дети с удовольствием опускали свои ладошки в кастрюлю, мяли тесто, оттягивали в стороны. Вечером перед уходом из детского сада, каждый ребенок взял с собой по комочку теста.

V этап: Утром дети принесли свою выпечку, которую выпекали вместе с родителями. В группе устроили чаепитие и всех стали угощать. Было видно по глазам детей, с каким умилением угощались выпечкой, сделанной своими руками. Во время чаепития, я обратила внимание детей, какие сладкие, пышные и сдобные получились изделия. Все это благодаря приготовлению дрожжевого теста. Но существует  еще один способ приготовления теста – это соленое тесто. С помощью этого теста можно «приготовить», слепить различные поделки.

VI этап: На другой день мы вместе с детьми приготовили «замесили» соленое тесто. Я объяснила, что не надо ждать, когда это тесто «подойдет». Из него можно лепить сразу. Мы вместе с детьми решили, что хочет слепить каждый (пере этим было занятие по обучению грамоте с дефектологом). Дети сами придумывали необычные, сказочные буквы: Антон решил вылепить букву Ы – топор и полено; Оля вылепила букву М – два друга держатся за руку; Дима вылепил букву П – футбольные ворота; Алеша – букву У – это ствол дерева с сучком и т.д.

Когда положительные изменения по отношению к хлебу. Очень сильные впечатления дети получили во время проекта: многое узнали о хлебе, о труде хлеборобов, пекарей, кондитеров. Данный проект дал определенный эффект.

 

Педагог-организатор и педагог по театральной деятельности ГОУ ЦРР – д/с № 2343

Богатырева Ольга Олеговна

«На сцене родительский театр»

Подходит к концу учебный год, и вот готовясь к очередному выступлению в родительском театре, мне подумалось, что уже почти восемь месяцев мы встречаемся каждый четверг с нашими артистами-родителями. И ведь получилось-таки у нас, создать театральную студию для взрослых!

Надо сказать, что предложение создать такую актерскую труппу поступило как раз от самих родителей, вернее сказать от одного из пап. В конце года мы с детьми показывали спектакль, и после него ко мне подошел папа Дима. Ему очень понравилась сказка, которую показывали дети. «А для родителей не думаете создать кружок? Подумайте, желающие найдутся. Я – первый!»

Если честно, до этого момента не думали, даже мысли такой не было. Да и организация такого дела казалась чем-то из области фантастики. Дело в том, что родители ведь люди занятые, по себе знаем, а тут и репетировать надо, и сценарии придумывать, костюмы шить, декорации делать и т.д. И судя по всему, такой объем работы предполагал - участники театральной студии должны быть сильно увлечены этим проектом, настолько чтоб свое свободное время на это тратить. А это не каждый может себе позволить.

Но мы с нашим музыкальным руководителем все же решили рискнуть. В начале года ходили на все родительские собрания в саду и приглашали родителей попробовать себя в новой роли. В общем, рекламная акция прошла у нас. Желающие могли записаться на объявлениях, развешенных в группах, было и время на раздумье. Хочу заметить, что наше предложение на собраниях слушали с интересом. Глаза у многих загорелись, стали задавать вопросы. Кто-то спрашивал: «А какие роли будем играть?» Был и такой вопрос: «Какой репертуар планируется» Все было очень серьезно.

Смельчаков набралось немного – десять человек (это со всего сада-то), но были безумно рады! Тем более, что среди них были люди и работающие!

На первой встрече мы знакомились, решали организационные вопросы: выбирали удобный день, назначали время, договариваясь друг с другом. Это обсуждалось все за чашкой чая. Потом пошли в зал, там у нас была запланирована игра «Давайте познакомимся». Это когда по кругу каждый называет свое имя, а уже следующий участник должен назвать предыдущие имена, и уже потом свое. Было весело, ведь память не у всех очень хорошая, но в такой игровой ситуации это только создавало забавные ситуации и все сразу как-то расслабились. Потом мы еще поиграли этюды. Разделились на две группы. Каждой группе нужно было вспомнить 3 пословицы или поговорки и загадать их другой команде в виде пантомимы. Хотя все смеялись, но при этом, став деловыми партнерами, родители начали по-другому общаться, сразу сблизились. Час встречи пролетел незаметно. Всем понравилось, уходили родители довольные, и мы облегченно вздохнули. Стали ждать следующую встречу.

В четверг пришел тот же состав, и мы поняли, что можно что-то и посерьезней придумать. Предложили это нашим артистам и все согласились, собственно это и было целью создания нашего родительского театра – показывать детям спектакли.  А впереди был Новый год! Этот праздник любят и взрослые и дети. Он волшебный, и показать  детям сказку было как раз кстати. Для всей работы оставалось всего полтора месяца, и работа закипела. Сценарий придумывали все вместе.

Основной мыслью было взять сказку «Двенадцать месяцев», только мы немного её переделали. Мы делали декорации, репетировали по два раза в неделю. Шили костюмы и на заказ,  и сами артисты. Наша заведующая с пониманием отнеслась к нашей затее и поддержала нас, за что ей большое спасибо. Родители очень ответственно подошли к этому делу, и результат был потрясающий. Выступали как настоящие профессионалы. Групп в саду много и актеры выходили на сцену пять раз! Каждый раз они импровизировали, в перерывах что-то додумывали. К вечеру усталые, но счастливые мы вспоминали всю нашу подготовку к празднику, какие были забавные моменты. Другие родители, которые смотрели праздничное представление, думали, что выступают профессиональные актеры, но, приглядевшись, узнавали знакомые лица и очень удивлялись. Но главное, что дети не ожидали увидеть своих пап и мам в этом празднике в такой роли. Их никто специально не предупреждал – для многих это был сюрприз. Сколько радости, гордости и восхищения было у них в глазах!

 

         

 

Следующим нашим подарком детскому саду было выступление нашей театральной студии на юбилейном концерте. Детскому саду исполнялось 10 лет, и наше выступление предполагалось в общем концерте, вместе с выпускниками сада. Надо было придумать номер. Родители решили играть роли детей. Пока готовили номер, все вспоминали, какие они были в детстве, ну а когда стали мерить костюмы (мамы – сарафанчики и бантики, папы – детские шортики) я только удивлялась: «Где вы нашли костюмы?» А одна мама у нас даже на роликах выехала. Сейчас мы осваиваем мастерство актера кукольного театра, готовим спектакль, проектируем ширму. Уже выбрали пьесу и собираемся порадовать детей новой сказкой к концу года.

Хочу добавить: большинство актеров - это родители детей, которые уходят в школу. Но мы надеемся, что будут еще желающие проявить своё творчество и мы готовы помогать им в этом.

Организовали театральную студию для родителей в ГБОУ ЦРР – д/с №2343

Педагог по театру Богатырёва Ольга Олеговна

Музыкальный руководитель Романова Елена Леонидовна

 

 

Но это ещё не все проекты, потому что продолжаем работу в режиме проектной деятельности. Были созданы такие проекты как:  "Москвичок", "Вчера. сегодня. Завтра", в которых участниками были все сотрудники, дети и родители всего детского сада. А в каждой группе были реализованы свои детско-взрослые проекты в рамках общего. Приглашаем познакомиться с ними поближе в нашей "Фотогалерее".